Обзор Что происходит на мировом рынке биржевых молочных продуктов
Мировой экспорт сыров и сухого цельного молока по итогам 2024 года вырастет на 5%, а сливочного масла и сухого обезжиренного молока - снизится на 4%. Такой прогноз содержится в июльском отчете Министерства сельского хозяйства США (USDA). О том, что происходит сегодня на мировом рынке биржевых товаров и какие тенденции на нем преобладают, читайте в новом материале Milknews.
Сыр
Практически все главные экспортеры сыра в 2024 году по прогнозам нарастят объемы экспорта: наиболее весомый прирост ожидается в Австралии (+28%), США (+17%) и Великобритании (+12%). В Евросоюзе и Белоруссии прогнозируется 2%-ный рост объемов экспорта сыров. Снижение объемов экспорта ожидается только в Новой Зеландии – падение составит 6%. Суммарный прирост объемов экспорта сыра пяти ведущих экспортеров составит 5%. Экспорт сыра крупнейшими мировыми экспортерами (тыс. т)
2022 | 2023 | 2024 (предв.) |
2023/2024 изм. в % |
|
---|---|---|---|---|
Австралия | 145 | 129 | 165 | 28% |
Беларусь | 310 | 310 | 315 | 2% |
Евросоюз | 1,333 | 1,379 | 1,400 | 2% |
Новая Зеландия | 340 | 374 | 350 | -6% |
Великобритания | 176 | 179 | 200 | 12% |
США | 451 | 433 | 507 | 17% |
Главные экспортеры общее | 2,755 | 2,804 | 2,937 | 5% |
Ожидается, что объем экспорта сыров в Австралии в 2024 году достигнет отметки в 435 тысяч тонн. Несмотря на рост издержек, австралийским производителям молочной продукции удается поддерживать высокие объемы производства благодаря инвестированию в информационные технологии и эффективные методы управления.
Внутреннее потребление сыров в Австралии также остается довольно высоким — около 380 тысяч тонн — поскольку австралийские потребители предпочитают сыры местных производителей. Излишки произведенной продукции, вероятно, пойдут на экспорт. Основные экспортные направления — Япония, Китай, страны Юго-Восточной Азии.
В Евросоюзе по итогам 2024 года производство сыра увеличится примерно на 1% и составит 10,5 млн тонн. Рост обусловлен устойчивым внутренним потреблением и стабильным экспортным спросом. Пятерка основных европейских производителей сыров – Германия, Италия, Нидерланды, Польша, Франция – обеспечивает примерно ¾ общего объема производства сыров в ЕС. Производство сыров остается ключевым приоритетом для молочной отрасли ЕС вследствие стабильной прибыльности и высокого рыночного спроса.
Продолжится рост объемов экспорта. В начале 2024 года в экспорте сыров наблюдался значимый всплеск – прежде всего, это коснулось США и Великобритании. Причиной стал рост спроса на твердые сыры таких сортов, как грана падано и пармезан. Ожидается, что внутреннее потребление сыров в ЕС тоже вырастет благодаря выходу из экономического кризиса и восстановлению гостиничного бизнеса и туристической отрасли. Ведущие потребители сыров в ЕС — Германия, Испания, Италия, Польша, Франция.
Новая Зеландия произведет по оценкам экспертов по итогам года 375 тысяч тонн сыра. Инвестиции в производство способствовали расширению линейки продукции, поставляемой как на внутренний, так и на внешний рынок: Новая Зеландия расширила свое присутствие в сегменте мягких сыров, таких как бри, а также сыров с голубой плесенью и сыра гауда. Ключевые экспортные партнеры Новой Зеландии в категории сыров — Китай, Япония, Австралия.
Прогнозы по экспорту сыра из США также весьма оптимистичные: по итогам первых пяти месяцев года объемы экспорта превысили показатели прошлого года на 28%. Это стало возможно благодаря восстановлению мировой экономики и существенному ценовому преимуществу перед конкурентами в первом квартале 2024 года. На увеличение объемов экспорта повлиял и ввод новых производственных мощностей.
Во втором полугодии у экспортеров из США возможны трудности, которые будут связаны с относительно неконкурентоспособными ценами, однако по итогам 2024 года объемы экспорта сыра из США могут достичь рекордной отметки. Эксперты оценивают потенциальные объемы экспорта сыра в 466 тысяч тонн, что на 8% больше, чем в 2023 году.
Сливочное масло
Три из пяти ведущих экспортеров сливочного масла — ЕС, Новая Зеландия и Великобритания — по прогнозам снизят объемы экспорта по итогам 2024 года (на 3%, 4% и 21% соответственно). Белоруссия и США прирастут, каждая из стран н 3%. Общее снижение объемов экспорта топ-5 экспортеров оценивается в 4%.
2022 | 2023 | 2024 (предв.) |
2023/2024 изм. в % |
|
---|---|---|---|---|
Беларусь | 78 | 80 | 82 | 3% |
Евросоюз | 255 | 288 | 280 | -3% |
Новая Зеландия | 494 | 516 | 495 | -4% |
Великобритания | 51 | 57 | 45 | -21% |
США | 68 | 36 | 37 | 3% |
Главные экспортеры общее | 946 | 977 | 939 | -4% |
Снижение объемов производства масла в ЕС вызвано сокращением поставок молока, что заставило производителей переориентироваться на производство сыра в силу более высокой доходности по сравнению с маслом и сухим обезжиренным молоком. Пять европейских стран — Германия, Ирландия, Нидерланды, Польша и Франция — обеспечивают почти 75% поставок масла в ЕС, и у всех прогнозируется снижение объемов производства.
Падает и внутреннее потребление: причина заключается в изменении потребительских предпочтений и переориентации на здоровое питание. Увеличение потребления спредов на основе растительных жиров, особенно в странах Средиземноморского бассейна, где традиционно используется оливковое масло, также способствует снижению спроса на сливочное масло.
На объемы экспорта сливочного масла из ЕС помимо сокращения объемов производства также будет оказывать влияние растущая конкуренция со стороны других игроков мирового рынка сливочного масла. В прошлом году рост экспорта сливочного масла был обусловлен благоприятной ценовой конъюнктурой и стремлением компаний-экспортеров снизить объемы складских запасов. Однако в текущем году на сохранение позитивного тренда рассчитывать не приходится. По итогам первых пяти месяцев 2024 года объемы экспорта снизились на 4% в годовом исчислении, а годовой объем экспорта сливочного масла по прогнозам аналитиков составит около 280 тысяч тонн.
Ключевыми экспортными направлениями для стран ЕС по товарной группе «сливочное масло» являются такие страны, как США, Великобритания, Саудовская Аравия, Китай и Южная Корея. Однако из-за сокращения складских запасов сливочного масла у экспортеров и роста цен на сырое молоко у фермеров сливочное масло из ЕС становится менее конкурентоспособным на мировом рынке, что также будет являться одной из причин снижения объемов экспорта этого продукта.
В 2024 году производство сливочного масла в Новой Зеландии по прогнозам экспертов увеличится до 525 тысяч тонн, слегка превысив показатели прошлого года. Относительная стабильность объемов производства обусловлена недавними инвестиционными вложениями в технологическое оборудование для производства молочной продукции с высокой добавленной стоимостью, например натурального сливочного масла от коров, содержащихся на свободном выпасе. Кроме того, новозеландские производители молочной продукции сталкиваются с экономическими трудностями из-за высокой стоимости обслуживания долга и волатильности цен на корма и удобрения, что также могло повлиять на общий объем производства сливочного масла.
По прогнозам аналитиков, объем экспорта сливочного масла из Новой Зеландии в 2024 году незначительно снизится и составит порядка 495 тысяч тонн. Несмотря на небольшое снижение объемов экспорта масла в начале текущего года, спрос на новозеландское масло остается неизменным, в частности на ключевых рынках ― в Китае и США. Экспорт обезвоженного молочного жира также демонстрирует хорошую динамику: объемы экспорта ОМЖ с начала 2024 года выросли на 24% сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что свидетельствует о стабильно высоком спросе на мировом рынке. Эксперты предсказывают, что стратегическое решение новозеландских производителей переориентироваться на производство и экспорт молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью, в том числе сливочного масла и обезвоженного молочного жира, будет способствовать укреплению позиций Новой Зеландии на мировом рынке.
В Китае в 2024 году прогнозируется рост импорта сливочного масла, вызванный увеличением внутреннего потребления. Спрос на масло, а также на сливки и обезвоженный молочный жир, растет в разных отраслях, таких как производство хлебобулочных изделий, йогуртов, мороженого. Пекарни премиум-класса и другие производители премиальных продуктов отдают предпочтение именно сливочному маслу, а не растительным аналогам. По этой причине в первом полугодии 2024 года импорт сливочного масла в Китае вырос на 10%. Поставки шли преимущественно из Новой Зеландии и ЕС. Качество местного сливочного масла зачастую не удовлетворяет требованиям производителей продукции премиального класса, поэтому спрос на импортированное масло, вероятно, сохранится.
СОМ
Рост объемов экспорта СОМ (сухое обезжиренное молоко) прогнозируется в Австралии (+20%) и Белоруссии (+2%). ЕС, Новая Зеландия и США по оценкам экспертов снизят объемы экспорта на 4%, 5% и 8% соответственно. Совокупный объем экспорта пятерки ведущих экспортеров СОМ также снизится на 4%.
2022 | 2023 | 2024 (предв.) |
2023/2024 изм. в % |
|
---|---|---|---|---|
Австралия | 154 | 133 | 160 | 20% |
Беларусь | 123 | 123 | 125 | 2% |
Евросоюз | 707 | 775 | 745 | -4% |
Новая Зеландия | 357 | 451 | 430 | -5% |
США | 833 | 809 | 742 | -8% |
Главные экспортеры общее | 2,174 | 2,291 | 2,202 | -4% |
В 2024 году Австралия по прогнозам произведет СОМ на 17% больше, чем в 2023 году – около 170 тысяч тонн. Причина главным образом заключается в росте производства молока в стране. В числе основных рынков сбыта австралийского СОМ — Китай и Индонезия. Отмечается также рост спроса на СОМ со стороны Вьетнама, Таиланда, Малайзии и Саудовской Аравии. Поставки в Китай в последнее время сократились, в том числе на фоне высоких объемов производства внутри страны, благодаря чему зависимость Китая от экспорта снижается, однако Китай по-прежнему остается для Австралии значимым экспортным рынком.
Производители из ЕС по прогнозам аналитиков сфокусируются не на СОМ и масле, а на сырах, которые приносят больше прибыли, поэтому объем производства СОМ незначительно сократится. Сократится и экспорт: ключевые рынки для СОМ из ЕС – Средний Восток, Северная Африка, Юго-Восточная Азия – демонстрируют рост местного производства и переориентируются на других крупных экспортеров, таких как Новая Зеландия и Австралия.
Для американских компаний — экспортеров СОМ первые пять месяцев 2024 года оказались довольно непростыми: статистика демонстрирует снижение объемов экспорта на 11% по сравнению с 2023 годом. По итогам года экспорт составит 741 тысячу тонн и снизится более чем на 8%, считают эксперты. Причина прежде всего в падении спроса со стороны ключевых потребителей — стран Юго-Восточной Азии. Не последнюю роль играет и ужесточение конкуренции на рынке СОМ. Основные импортеры из стран Юго-Восточной Азии сократили закупки из-за укрепления американской валюты. Несмотря на некоторые признаки ослабления глобальной инфляции и экономической стабилизации, большинство основных экспортных партнеров США, в том числе Мексика и страны Юго-Восточной Азии, не увеличили объемы закупок по итогам первых пяти месяцев года. Конкурентом США на рынке СОМ является Новая Зеландия. Ожидается, что во втором полугодии компании — экспортеры СОМ будут более конкурентоспособными на рынке, однако компенсировать потери за текущий год они, скорее всего, не смогут.
СЦМ
Ожидается, что объемы экспорта сухого цельного молока (СЦМ) нарастят такие страны, как Аргентина (+26%), Новая Зеландия (+6%) и Австралия (+5%). Экспорт СЦМ из ЕС по прогнозам снизится на 10%. Общий тренд останется положительным — прогнозируется 5%-ный рост совокупного экспорта пятерки главных игроков на рынке СЦМ.
2022 | 2023 | 2024 (предв.) |
2023/2024 изм. в % |
|
---|---|---|---|---|
Аргентина | 154 | 111 | 140 | 26% |
Австралия | 58 | 38 | 40 | 5% |
Евросоюз | 234 | 260 | 235 | -10% |
Новая Зеландия | 1,328 | 1,366 | 1,450 | 6% |
Главные экспортеры общее | 1,774 | 1,775 | 1,865 | 5% |
В Новой Зеландии снижение объемов производства СЦМ вызвано переориентацией производителей на свежие молочные продукты, в том числе масло, сыры, сливки, которые на сегодняшний день приносят больше прибыли. Однако высокий спрос на мировом рынке, в особенности со стороны стран Юго-Восточной Азии и ОАЭ, заставляет производителей наращивать объемы экспорта СЦМ.
Китай нарастит объемы производства СЦМ за счет увеличения объемов производства сырого молока. Излишки сырого молока, которые не сможет потребить локальный молочный рынок, пойдут на производство СЦМ — этот продукт имеет длительный срок годности и может храниться на складах для дальнейшего использования. Однако производство СЦМ остается не очень рентабельным, что заставляет производителей ограничивать объемы сырого молока, направляемые на сушку. Это создает определенные трудности для производителей, у которых нет контрактов на продажу излишков сырого молока, и нередко вынуждает их продавать молоко по цене ниже себестоимости производства.
Сокращение импорта в 2024 году будет обусловлено ростом собственного производства и наличием больших складских запасов, накопленных в предыдущие годы. Китайские производители традиционно предпочитают импортное СЦМ за его стабильное качество и более высокие показатели пищевой ценности по сравнению с продукцией местных производителей. Ожидается, что потребление СЦМ в Китае в 2024 году будет незначительно расти — прежде всего за счет спроса со стороны производителей продуктов питания и напитков.
мир