компоненты

Никита Карлушин, К2Тех APS-системы помогут молочникам повысить доходность в условиях трансформации рынка


erid: 2SDnjdR1bYu

Трансформация рынка из-за влияния внешних факторов и высокой конкуренции внутри него приводит к тому, что переработчики молока испытывают проблемы, оказывающие негативное влияние на развитие компаний и их доходность. Потери в сырье, нарушение сроков производства, пересортица, высокие затраты на дистрибуцию – все это ведет к недополучению прибыли. О том, какие цифровые инструменты могут помочь молочникам справиться с этими вызовами, Milknews рассказал эксперт по MES-системам компании К2Тех Никита Карлушин.

Milknews: Какие факторы, на ваш взгляд, сегодня негативно влияют на финансовые результаты молочных компаний?

Н. Карлушин: Негативные факторы, влияющие сегодня на прибыль компаний, можно условно разделить на внешние и внутренние.
К внешним относится, прежде всего, перестройка российского молочного рынка вследствие ухода с него ряда зарубежных компаний и трансформации оставшихся. Также это интенсивное развитие сегмента переработки, строительство новых мощностей, которые дают толчок всей молочной промышленности. При этом не стоит забывать и про одновременный рост конкуренции как в части готового продукта, так и растущую конкуренцию за сырье при повышении требований к качеству самого молока. Немаловажным фактором является и ужесточение требований торговых сетей к характеристикам продукции.

Что касается внутренних факторов, то к ним можно отнести все процессы, происходящие на конкретном предприятии. То, как именно велась деятельность компании и куда она в итоге пришла, что у нее с себестоимостью, насколько эффективно производство, какой процент потерь, какой ассортимент.

И если внешние вызовы во многом неуправляемы, и на ряд из них мы повлиять не можем, то внутренние – это как раз то, на что мы можем повлиять.

Milknews: Что может помочь компании, в том числе молочной, справиться с этими вызовами?

Н. Карлушин: Любое производство, в том числе и молочное, имеет свои особенности, отличающие его от других. Поэтому для каждого из них нужны свои подходы, зависящие от конкретной ситуации и состояния дел на предприятии. Кому-то необходим контроль технологии производства. Где-то уже пора ввести учет потерь или создать новые точки контроля качества. У кого-то есть слишком много или слишком мало номенклатуры продукции - и то, и другое может формировать точки прибыли и потерь денег.

В целом, я бы хотел выделить ту верхушку айсберга, которая может повлиять на многие вызовы, с которыми сталкиваются предприятия. Это система производственного планирования. Ведь от того, насколько точно мы учтём плановые простои оборудования, обеспеченность производства сырьём и персоналом, переналадки - зависит эффективность работы предприятия. При этом, процесс работы может сопровождаться различными форс-мажорными ситуациями (аварии, срочные заказы «отгрузить полчаса назад» и т.п.) – поэтому важно ещё и оперативно реагировать на все подобные отклонения.



Milknews: Расскажите подробнее об инструментах производственного планирования. Какие критерии нужно учитывать при их выборе?

Н. Карлушин: У производителя есть обязательства перед заказчиком по объёмам и срокам отгрузки готовой продукции. Здесь система планирования позволяет оценить, насколько вообще выполнимы эти условия, и возможно ли физически произвести необходимый объем товаров. При этом должна учитываться технология производства – длительность всех операций, плановые переналадки. Иначе мы либо поставим продукцию покупателю не в срок, либо не в нужном объеме, либо в недопустимых остатках срока годности.

Еще один момент - если мы не учитываем то, что линия должна периодически регламентно обслуживаться во избежание выхода из строя, то она все равно рано или поздно сломается, или будет остановлена для аварийного ремонта. И это тоже повлияет на итоговый объём выработки. Соответственно, система планирования должна работать с графиком обслуживания производственного оборудования.

С точки зрения бизнеса, система планирования должна позволять видеть, что можно достичь какой-то конкретной цели (снижение переналадок, сокращение незавершенного производства, минимизация времени выполнения одной партии) или комбинации таких целей в заданной пропорции. При этом не будет лишней и возможность имитационного моделирования – то есть прогнозирования того, как изменится выпуск готовой продукции при различных сценариях производственного плана.

При этом, у предприятия должна быть возможность оперативного изменения плана с учетом того, что уже произведено или находится в процессе производства – здесь важна интеграция с системой управления производством, обеспечивающей технический учёт в режиме реального времени на всех этапах производства.

Что касается других критериев выбора инструментов планирования, то, на наш взгляд, необходимо выбирать возможность самостоятельной поддержки развития системы и, тот стек технологий, который предприятие сможет использовать. Желательно чтобы система была легко интегрируемой с другими системами, как с производственными, так и со смежными корпоративными, такими, как, например, ERP.

Milknews: А как заказчику понять, сможет или нет он поддерживать то или иное решение планирования самостоятельно?

Н. Карлушин: Я бы разделил вопрос на две части: эксплуатация системы и поддержка ее работоспособности. По части эксплуатации – желательно персоналу пройти обучение работе в системе чтобы при необходимости внести требуемые настройки (например, появились новые товарные позиции или наоборот что-то надо удалить) самостоятельно – без интегратора или вендора. Другими словами вендор должен обеспечивать достаточный уровень обучения работы в системе.

Что касается поддержки работоспособности системы, то если у заказчика есть команда, которая поддерживает информационные системы, которые у него используются, то при внедрении хороший вендор научит команду это делать.
 
Milknews: Какие конкретные примеры работы системы в молочной отрасли вы можете привести?


Н. Карлушин: Цепочка поставок у нас фактически строится в идеальном мире - от получения сырья до поставки готовой продукции на склад заказчика. Это непрерывный процесс, в котором мы сначала производим, а потом доставляем товары клиенту, за что нам платят деньги. И чем точнее мы выстраиваем систему планирования и следуем ее планам, тем эффективнее строится процесс.

Например, если к нам приходит молоковоз с очередной партией молока, а мы еще не переработали то, что у нас хранится в приемном отделении, нам просто некуда его сливать. Пока мы освободим емкости, свежее молоко будет стоять пару часов и может испортиться. Соответственно, здесь нам нужно учитывать, что у нас есть определенный план приемки, мы можем перерабатывать определенное количество сырья за единицу времени. Соответственно, мы должны согласовывать с нашими поставщиками то, когда нам нужно новое сырьё и с какими параметрами, чтобы уже дальше производить какой-то конкретный продукт - пастеризованное молоко, ультрапастеризованное молоко, кисломолочную продукцию, сливки и т.д.

Дальше у нас возникает вопрос срока годности. Большинство розничных сетей требует некоторый минимально допустимый процент остатка срока годности, и это, как правило, очень жесткие условия в формате 90-95%. Фактически предприятие должно отгружать определенную продукцию, как только она вышла с линии, чтобы точно успеть довезти ее до заказчика. Но заказчик ожидает эту продукцию тоже в определенном коридоре времени, и поставщику нужно произвести ее таким образом, чтобы после всех логистических задач по ее перемещению она прибыла на место приемки в срок. При этом нужно, чтобы она хранилась на складе минимальное количество времени, ехала по оптимальному маршруту с соблюдением технологии перевозки. Соответственно, здесь важно планирование и соблюдение технологий на всех этапах.

Планирование позволяет нам четко понимать, когда именно, какое сырье, с какими параметрами нам потребуется, соответственно, на основании этой работы мы уже дальше можем работать с поставщиками, договариваясь с ним, когда и что нам привозят. Безусловно, все эти задачи можно пробовать решать на бумаге/экселе. Но получить такой большой объем данных, обработать его, проанализировать и выстроить цепочку в сжатые сроки вручную без ошибок очень сложно. Таким образом система автоматизированного планирования дает возможность быстрой обработки больших объемов данных, гораздо больших, чем может обработать человек особенно в авральном режиме.



Milknews: Каким образом APS-системы помогают решить вопрос дефицита кадров, который сегодня остро стоит в отрасли? 

Н. Карлушин: Использование решений для оптимизации планирования не снижает потребность предприятия в квалифицированных кадрах. И бизнесу по-прежнему нужны те люди, труд которых создаёт итоговую готовую продукцию. Здесь APS-системы лишь позволяют получить максимальный результат, используя доступный сейчас персонал.

В зависимости от того, какие именно работники доступны в каждый момент времени, оптимизация планирования помогает использовать их наиболее эффективно, чтобы произвести максимально возможный объем требуемой продукции. Если работники могут выполнять различные задачи – то можно смоделировать несколько сценариев и понять, как лучше всего их распределить по производственным участкам.

Чтобы более подробно узнать о том, как повысить уровень цифровизации молочного производства для успешного противостояния текущим вызовам, присоединяйтесь к онлайн-митапу «Цифровизация молочных компаний: как сократить потери при производстве и транспортировке», который компания К2Тех проведет 6 июня.

Реклама. АО «К2 Интеграция», ИНН 7701829110

1717045536

2120 просмотров

Также рекомендуем:


Молочные заводы
Молочные заводы
Комментарии
Практикум Ярославль
кизельман-март-24
афимилк

Нов 5 мин еженедельно
НЕВА 20.06
expokaz
аукцион коров
Подпишитесь на нашу рассылку
КАДРЫ

Нов 5 мин еженедельно

Аналитический центр Milknews
Молочные заводы
РОСУПАК
Молочные заводы
РОСУПАК