«Ъ»: агросектор просит правительство не искажать продовольственный рынок
Политика по стабилизации внутреннего рынка продовольствия в условиях роста мировых цен оборачивается дисбалансом интересов его участников и угрожает потерями всему агросектору. Так, введение экспортных пошлин ограничивает сбыт экспортеров — они не только несут финансовые потери, но и могут оказаться вынуждены сократить производство в ущерб планам правительства разогнать агроэкспорт до $45 млрд руб. к 2030 году. Искусственное же сдерживание внутренних цен, по мнению участников рынка, чревато не только ростом цен на остальные товары, но и «отскоком» регулируемых после отмены ограничений. Адресная помощь тем, для кого цены на еду критичны, может быть сопоставима в цене с госрегулированием, но поддерживает, а не искажает рынок.
На фоне резких скачков мировых цен на сельхозтовары и усилившегося на фоне «коронакризиса» падения доходов населения требуется поиск баланса между поддержкой внутреннего рынка продовольствия и агроэкспорта. Из вчерашней дискуссии, организованной Центром стратегических разработок (ЦСР) с участием экспертов и представителей агробизнеса, ясно, что пока баланс не найден, а участники рынка сильно обеспокоены перекосами в принимаемых правительством мерах.
Госрегулирование цен на социально значимые продукты угрожает планам агроэкспорта — и всего агросектора, экономика которого опирается на экспортные доходы.
Так, введение пошлин только на экспорт зерна, по подсчетам экспертов, может обернуться для российских производителей потерей более 200 млрд руб., а применение заградительных пошлин становится универсальным инструментом «регулирования» предложения на внутреннем рынке. Глава Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов в качестве примера сослался вчера на повышение пошлин на сою после существенного увеличения ее экспорта с Дальнего Востока на фоне роста мировых цен. «Почему, если нужно кого-то поддержать, нужно кого-то придушить?» — задавался вопросом господин Булатов. Производитель, предупредил он, если ему сужать рынки сбыта, будет либо сокращать производство, либо займется производством других культур, что «не очень координируется» с целью по увеличению экспорта сельхозпродукции до $45 млрд. Для решения этой проблемы Дмитрий Булатов предлагает ввести субсидии для внутренних переработчиков агросырья — по его словам, с этим предложением отраслевое сообщество уже выступало, однако понимания пока не нашло.
Второй инструмент правительства — госрегулирование цен на социально значимые товары — также беспокоит весь агросектор. Напомним, еще в декабре Владимир Путин устроил правительству разнос из-за растущих «вне всякой связи с пандемией и производством» цен на социально значимые продукты на фоне роста безработицы и падения доходов населения. После этого было принято решение об административном ограничении цен на сахар и масло. Впрочем, у этой меры есть и обратная сторона. Вчера, выступая на круглом столе ЦСР, Александр Корбут назвал решение о регулировании цен «популистской мерой», которая не имеет никакого отношения к борьбе за доходы населения (по его расчетам, экономия населения от сдерживания цен на масло и сахар составляет около 35 руб. в месяц), но, когда «цены будут отпущены, мы увидим сжатую пружину, которая ударит, и ударит больно».
О возможности всплеска цен на продовольствие после отмены их административного регулирования говорила и экономический советник департамента исследований и прогнозирования ЦБ Наталия Карлова.
Хотя в ближайшие месяцы эта мера и продолжит сдерживать цены, уже сейчас отмечается «перекладывание издержек с тех товаров», цены на которые государство сдерживает, на те категории продуктов, которые не попали под такое регулирование,— например, с рафинированного масла на нерафинированное. С другой стороны, отметила госпожа Карлова, в случае продолжения регулирования цен возникают риски дефицита товаров, цены на которые административно сдерживаются.
АПК