компоненты

«Лукоз» Мы первые в России вывели собственную породу молочных коз


Агрохолдинг «Лукоз» - одно из самых больших в России и СНГ сельхозпредприятий, специализирующееся на производстве козьего и овечьего молока. Компания прошла путь от небольшого хозяйства до крупного племенного репродуктора. Этот амбициозный проект также спровоцировал развитие небольшого местного маслозавода, который впоследствии вырос в современный «Сернурский сырзавод», который начал производить продукцию из трех видов молока. Сейчас ферма и завод представляют собой неразрывную экосистему. Все подробности о становлении и развитии предприятия Milknews рассказали основатель агрохолдинга «Лукоз» и председатель совета директоров ЗАО «Сернурский сырзавод» Владимир Кожанов и директор «Сернурского сырзавода» Сергей Черных.

Milknews: Как возникла нестандартная идея разводить коз и овец и делать продукцию из трех видов молока?

В. Кожанов: Во времена СССР никто не занимался выращиванием коз и производством молочной продукции из козьего молока на территории страны. Почему решил заниматься козами? А почему бы и нет.  Ниша перспективного на тот момент молочного козоводства была свободной. 

При создании фермы возникали сложности. Не хватало квалифицированных специалистов, и даже был так называемый информационный голод. Отсутствовали учебные материалы или методички, потому что у нас в стране вопросами козоводства интересовался только князь Урусов, а это было еще во времена царской России.

Сейчас «Лукоз» - одно из крупнейших хозяйств в России. Мы селекционировали свою породу коз “марийскую зааненскую”, и в 2008 году ферма получила статус племенного репродуктора по разведению молочных коз зааненской породы. Это стало первым случаем в России выведения собственного типа молочной козы — раньше этих животных завозили из-за рубежа. 

Козы – это уникальные, умные животные, а главное, одни из самых экологически чистых. Молоко обладает ценнейшими свойствами, оно выводит из организма радионуклиды, и согласно заключению Всемирного конгресса педиатров и акушеров, козье молоко признано даже лучшим заменителем грудного. Производить продукцию из козьего, овечьего молока и делиться этой пользой -  значит помогать человеку быть здоровым. А здоровый человек радуется жизни и счастлив. 

Milknews: С каких объемов производства начинали и чего удалось достигнуть к сегодняшнему моменту? 

С. Черных: Завод был спроектирован для переработки 50 тонн молока в сутки. С этого всё и началось. На сегодняшний момент объем переработки молока увеличился втрое. Опыт работы с тремя видами молока у нас с 2002 года. В основном это, конечно, сыры и кисломолочная продукция.  Раньше завод был только сыродельный, в нем не было кисломолочного направления. Существовало 2-3 вида стандартных биржевых сыров. Сейчас мы уже освоили сыры и с благородной плесенью, и корковые, и сверхтвёрдые, и слоистые рассольные, и мягкие, и творожные.

Milknews: Как обстоят дела с ценами на козье и овечье молоко, отличается ли от ситуации с коровьем? 

С. Черных: Закупочные цены, конечно, отличаются. Производство козьего молока, если сравнивать с коровьим по надоям и содержанию, естественно, по себестоимости получается дороже. Поэтому цены отличаются в среднем в 2,5 раза. 

Milknews: Как преодолели трудности, связанные с введением санкций, и какие проблемы пришлось решать? 

С. Черных: Ещё в далёком 2008 году мы и слова “санкции” не знали. Но уже тогда целями и задачами предприятия было внедрять европейские технологии. Поэтому с 2008 года, если смотреть на развитие, у нас уже появлялись необычные продукты, например, сверхтвердые сыры. Ближе к введению санкций уже появился и камамбер, и другие продукты. Независимо от санкций целью было развивать предприятие и ассортимент. Мы ездили, учились, смотрели, перенимали опыт других стран: Италия, Франция, в основном - Кипр. После поездки на Кипр появился знаменитый кипрский сыр “Халуми”, а в нашем варианте - “Халумис”.

Идея производства сыра с благородной плесенью пришла к нам после поездки во Францию. Конечно, трудности были. Это касалось упаковки, оборудования, расходных материалов, наполнителей. Но сейчас ситуация значительно лучше чем год-полтора назад. 

Milknews: Планируете ли расширение или модернизацию производства?

С. Черных: Последние 6-7 лет мы развиваемся и расширяем производство, “расшиваем узкие места”. Мы выросли в переработке молока в три раза.  Много работы провели в аппаратном цехе, модернизировали приемку молока, сырцех, кисломолочный цех. Дальнейшие цели и задачи - расширение логистических площадей складов. Хотим сделать их технологичными, чтобы сократить время на сборку и увеличить производительность. 

Milknews: Есть ли проблемы во взаимоотношениях с торговыми сетями? Планируете ли расширять географию продаж?

В. Кожанов: Сложности взаимодействия с торговыми сетями наверняка есть у каждого производителя. Главное, найти компромисс и работать в одной команде.

Что касается расширения географии продаж, то, безусловно, мы заинтересованы в этом. В последнее время доля СТМ увеличивается и мы как производители это, конечно, видим. В этой ситуации нам важно сохранить свою индивидуальность, свой бренд. И мы стараемся разрабатывать не только «потоковые», но и эксклюзивные позиции. К нам поступают запросы через социальные сети из разных регионов России. Где купить именно сернурское молоко или кефир? К сожалению, пока не можем удовлетворить все пожелания, но работаем над этим.

Milknews: Один из ваших сыров стал брендом республики Марий Эл. Как это произошло?

В. Кожанов: Все очень просто. Мы экспериментировали и сделали сыр, который получился необычайно вкусным. Придумали интересное название - «Сернурская легенда». А дальше нас посетила идея. Почему бы этот сыр не привязать к территории, где он и сделан? 

7 мая 2019 года продукт официально зарегистрирован «Роспатентом» в качестве наименования места происхождения товара. Так что сыр «Сернурская легенда», сделанный на марийской земле из молока марийских коров и марийскими сыроварами, можно по праву считать гастрономическим брендом республики Марий Эл. 

Milknews: Проводите ли экскурсии на своих фермах?

В. Кожанов: Пандемия ковида внесла свои коррективы, и сейчас на ферму доступ разрешен только сотрудникам. Поэтому экскурсии мы не проводим. Хоть козы очень милые и любопытные, но все-таки толпы желающих посетить ферму и сфотографироваться - это стресс для животных.

Milknews: Каково ваше видение дальнейшего развития молочного бизнеса в нашей стране?

С. Черных: Молочный бизнес в нашей стране, без всяких сомнений, будет развиваться, потому что мы можем все, мы преодолеем любые трудности и справимся со всеми задачами. Лично для нашего предприятия стоит задача вырасти к 2028 году в три раза. Мы очень надеемся на наше государство, которое всегда нас поддерживало и будет поддерживать в дальнейшем. Поэтому лично я вижу, что мы все, молочники, будем развиваться, а  проблемы с оборудованием все равно решим. Это доказывает динамика за последний год. Мы научились делать многое: начиная от каких-то мелочей, заканчивая сложными вещами. Технологи - толковые люди, поэтому со временем и продукты будут только лучше и лучше.

Milknews: Сегодня одним из главных трендов молочной отрасли является налаживание экспорта, в том числе на рынки стран Азии и Африки. Планируете ли развивать это направление?

В. Кожанов: Развивать это направление пока не планировали. Но спасибо за идею. В будущем всё может быть.

1691994347

1642 просмотра

Также рекомендуем:


MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен