Молочная отрасль

Обзор Что происходит на рынке мороженого центральноазиатских республик


В последние годы динамика основных рынков мороженого Центральной Азии была разнонаправленной – в 2023 году Казахстан вырос на 23,8%, но в 2024-ом опустился на 0,9%. Кыргызстан в 2023 году вырос на 26%, но в прошлом году опустился на 10,7%. В Узбекистане рынок рос оба года на 6-7%. О том, что происходит с производством, экспортом и импортом мороженого в странах Центральной Азии (Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане), вместе с нашим постоянным экспертом, председателем совета директоров казахстанской компании «Шин-Лайн» Дмитрием Докиным, рассказываем в новом материале.
 

Казахстан

 
Производство мороженого в Казахстане в январе-апреле 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024 года выросло на 25,9%, с 13,2 тыс. т до 16,6 тыс. т, вернув рынку динамику роста уровня 2023 года. При этом импорт мороженого в республику сократился на 0,4%, а экспорт вырос на 41,6%, что привело к росту емкости рынка в указанный период на 16,1%.
 

 
Основными факторами такого динамичного роста Дмитрий Докин называет хорошую погоду в 2025 году, маркетинговую активность игроков с необычными новинками и их продвижением, повышение темпов роста экономики с 4,8% в 2024 году до 5,5% в 2025-ом, а также попадание в тренды мороженого некоторых производителей. «Хайп в социальных сетях всегда подогревает интерес потребителей ко всей категории», - считает эксперт.
 
Сетевой сегмент розницы в республике составляет 15-17% в республике и 30% в обеих столицах (Алматы и Астане) и на данный момент практически не растет.
Импорт мороженого из России в Казахстан в первом квартале 2025 года вырос на 18,6%, что связано с возобновлением экспорта мороженого брендов «Магнат» и «Золотой стандарт компании «Инмарко» из Омска.
 
Как рассказал Дмитрий Докин, сперва турецкий дистрибутор брендов «Магнат» (производство Турция) и «Золотой стандарт» (производство Казахстан) компании Unilever «спокойно смотрел» на маркетинговые активности российского игрока - в апреле соотношение представленности в рознице российского и турецкого «Золотого стандарта» достигала на севере страны 60% на 40% соответственно. Однако к середине лета доля турецкого «Магната» и казахстанского «Золотого стандарта» выросла до 80%, а бренды российского производства остались в основном лишь на севере.
 
«Если говорить о юридической стороне вопроса, бренды «Магнат» и «Золотой стандарт» принадлежат в самой России именно российскому игроку, в Центральной Азии эти же бренды принадлежат мультинациональной компании Unilever и их турецкому дистрибьютору», - поясняет глава «Шин-Лайна». Однако, по его утверждению, любые подвижки на рынке приводят лишь к увеличению интереса к мороженому – всю весну и начало лета потребители голосовали в социальных сетях за то, какой «Стандарт» лучше, что привлекало внимание ко всей категории.
 
Доля киргизского производителя «Умит» на казахстанском рынке снизилась на 24,6%. «В Казахстане растет конкуренция и представленность качественного и интересного продукта, поэтому в этих условиях иметь главную дифференциацию «дешевая цена», как у «Умит», тупиковая история», - поясняет Дмитрий Докин.
 
От добавляет, что импорт мороженого из Узбекистана растет, но пока незначительно, также немного вырос в натуральном выражении импорт премиального швейцарского мороженого Mòvenpick.
 
Отмеченное выше падение импорта на 0,4% говорит как о зрелости казахстанского рынка, так и о сложности найти в стране сильного дистрибутора при такой большой территории, считает Дмитрий Докин. «Кроме того, местные дистрибьюторы не имеют торговых филиалов по стране, а открывать за границей собственные филиалы пока не решились ни российские, ни другие иностранные производители», - поясняет эксперт.
 

 
Экспорт мороженого из Казахстана в первом квартале 2025 года динамично растет в три страны: Кыргызстан (+70,6%), Узбекистан (+48,4%) и Россию +41,6%. «Цифры роста этого сезона только подтверждают данный тренд», - комментирует глава «Шин-Лайн».
 

Кыргызстан

 
Производство мороженого в Кыргызстане в январе-апреле 2025 год выросло на 10,4%, с 2,6 тыс. т до 2,8 тыс. т. При этом импорт в страну вырос на 47,4%, а экспорт снизился на 24,6%, что привело к росту ёмкости рынка на 49,2%, что, по словам Дмитрия Докина, является рекордным ростом потребления мороженого в Кыргызстане.
 

 
По мнению эксперта, основными факторами столь динамичного роста являются хорошая погоду в 2025 году, маркетинговая активность игроков с необычными новинками и их продвижением, повышение темпов роста экономики с 9% в 2024 году до 10,3% в 2025-ом, а также попадание в тренды мороженого некоторых производителей.
 
Сетевой сегмент розницы в Кыргызстане составляет лишь 9% (в Бишкеке и области около 23%) и растет не столь динамично.
 
Основной импорт мороженого в Кыргызстан идет из соседнего Казахстана и увеличился на 70,4%, достигнув почти 1 тыс. т. По словам Дмитрия Докина, остальные страны не оказывают такого влияния на импорт мороженого, и их присутствие в стране можно назвать фоновым.
 
«Для иностранных производителей мороженого большой проблемой является невозможность найти сильного дистрибутора в стране. Казахстанский же экспортер имеет собственный филиал в Бишкеке и Оше. Открывать за границей собственные филиалы пока не решились ни российские, ни другие иностранные производители», - отмечает глава «Шин-Лайн».
 

 
Киргизский производитель мороженого «Умит» продолжается экспорт своей продукции в Казахстан, однако в этом году он снизился на 24,6%. «Чтобы удержаться на сложном и развивающемся рынке Казахстана, где дифференциация только по цене не является важным фактором для розничной торговли и потребителей, киргизскому производителю необходимо искать новые формы и вкусы», - считает Дмитрий Докин.
 
При этом он отмечает, что экспорт киргизского мороженого в Узбекистан падает еще сильнее, что связано с развитием в этой стране местных игроков.
 

Узбекистан

 
Производство мороженого в Узбекистане в 2024 выросло по сравнению с 2023 годом на 5,4%, с 54,9 тыс. т до 57,2 тыс. т. (в стране ведется только годовая статистика). При этом импорт мороженого в страну вырос на 42,3% с 1,8 тыс. т до 3,3 тыс. т.
 
«Импортное мороженое продается в основном в сетевом канале и занимает там около 50% полки, в аулы и мелкие города импорт почти не заходит», - комментирует Дмитрий Докин.
 
Экспорт мороженого в Узбекистане развивается очень сложно, поэтому емкость рынка выросла на 6,4%, до 60,5 тыс. т, что соответствует 1,6 кг на душу населения в год.
 

 
«Долгое время, до 2018 года, в стране действовала заградительная импортная пошлина 180%, и местные производители под этой «защитой» от импорта совсем не развивались, производя белое сладкое и не всегда жирное мороженое, - говорит глава «Шин-Лайн». Однако в последние годы на узбекском рынке мороженого появилась конкуренция, и локальные игроки подтянули качество. Это касается таких производителей, как Vazira, Ice&Gold, Singapour-Samarkand, при этом очень сильно потерял долю на рынке прошлогодний лидер - компания «Имкон».
 
Импортную полку мороженого в Узбекистане на 94% формируют четыре российских игрока (через дистрибуторов) и два казахстанских, которые растут достаточно динамично – портфели дистрибуционных компаний все заняты, и зайти на рынок новичку очень проблематично, если он не хочет открывать свой торговый филиал в Ташкенте.
 

 
«К экспорту узбекские производители только готовятся, у них нет опыта развития в условиях современных технологий и брендинге, поэтому цифры экспортных поставок узбекского мороженого пока символические», - поясняет Дмитрий Докин.
1752489297

мороженое

136 просмотров

Также рекомендуем:


Сессии ЛЕТО
День поля
Комментарии
Лето 25
Нов 5 мин еженедельно
КАДРЫ

Как помогать
Молочные заводы
ТЕЛЕГА
Подпишитесь на нашу рассылку
Лето 25

кизель-март 25

Аналитический центр Milknews
Дзен
ВК ВИДЕО
Дзен
ВК ВИДЕО