компоненты

Разбор 10 причин использовать упаковку с вовлечением переработанного пластика уже сегодня


erid: Kra23ahYe
Сегодня упаковочная отрасль постепенно стабилизируется после геополитических шоков и влияния санкций, что становится видно по динамике спроса. При этом на государственном уровне развивается экологическая повестка, сулящая большие изменения в индустрии. Принят закон о расширенной ответственности производителя, обсуждаются ставки экосбора за упаковку, вводятся иные государственные инициативы, поддерживающие тренд на экологичные решения для бизнеса. Таким образом ясно, что экологическая реформа неизбежна.

Производителям уже сейчас необходимо заботиться о будущем. В переходный период есть время начать использовать упаковку с вовлечением переработанного пластика. Milknews и СИБУР разбирались в причинах, почему подумать над этим вопросом производителям необходимо уже сегодня.

1. Реформа РОП заставит платить экосбор


Одна из важнейших вех в нынешнем развитии России — переход страны на экономику замкнутого цикла. Замкнутый цикл характеризуется снижением использования первичных ресурсов и внедрением в хозяйственный оборот вторичного сырья — то есть сырья, полученного после переработки отходов. При такой модели экономики вносится колоссальный вклад в защиту окружающей среды.

Согласно национальному проекту «Экология» и поставленным Президентом России целям, к 2030 году 100% отходов должны сортироваться и на 50% должно снизиться их захоронение. Соответственно, экологическая повестка сегодня направлена на достижение этих целей.

Среди инициатив, которые способствуют переходу на экономику замкнутого цикла — снижение доли неперерабатываемой или трудноперерабатываемой упаковки, а также стимулирование производителей на вовлечение в производство вторичного сырья. Реализация в том числе осуществляется через РОП. В этом году было принято решение переложить РОП на производителей упаковки.

«В связи с реформой отрасли обращения с отходами произошли изменения института РОП. В августе было принято решение, что теперь ответственность за утилизацию упаковки будет нести ее производитель, а не производитель продукта, как это есть сейчас. Если упаковка будет подходить под определение неперерабатываемой или трудноперерабатываемой, то производитель должен будет выплачивать экосбор с повышенным коэффициентом. Это означает, что ряд упаковки, которая считается менее экологичной, может стать дороже, чем сейчас. Соответственно, производителям упаковки, вероятно, придется пересмотреть модель ценообразования, отразив эти изменения в конечной цене», — объяснила Елена Мальцева, руководитель маркетинга отраслевых решений СИБУРа в сегменте «Упаковка».

Предполагается, что РОП стимулирует упаковочную отрасль перестроиться под новые продуктовые решения, поменять свои производственные процессы. По словам Елены, если производители упаковки не будут своевременно реагировать на эти изменения, то им будет сложно продолжать эффективно вести бизнес.

Основной законопроект о РОП уже утвержден, и до конца года идет процесс работы с подзаконными актами, как раз в них прорабатывается окончательный подход к формуле и ее коэффициентам. В любом случае, после начала действия РОП (1 января 2024 г.) производителям упаковки нужно будет выбирать свой способ по утилизации продукции. Например, ожидается что будет понижающий коэффициент на утилизацию упаковки, произведенной с использованием вторичного сырья.

«Предварительно РОП подразумевает, что вовлечение вторичного сырья в упаковку позволит иметь понижающий коэффициент по экосбору», — заметила Анастасия Синицына, руководитель продаж ПЭТФ и Vivilen СИБУРа.
«Из-за этого у производителей молочных продуктов может измениться состав поставщиков молочной продукции. Производителям молочных продуктов нужно будет выбирать тех поставщиков, которые успеют адаптироваться к новым реалиям, чтобы не повредить свой производственный процесс, — заметила Елена Мальцева. — Между тем уже сейчас на рынке доступны готовые решения, например, гранулы Vivilen от компании СИБУР для производства пищевой упаковки с добавлением переработанного пластика. Полимерные гранулы предназначены в том числе и для молочной промышленности: они могут использоваться с целью изготовления бутылок для молока и стаканчиков для йогурта».
«В стремлении создать экологичную упаковку компания СИБУР, один из крупнейших производителей первичного ПЭТФ в России, рассматривала два пути: создание нового завода для производства вторичного ПЭТФ и модернизацию существующего. В итоге была выбрана модернизация, которая позволила адаптировать одну из производственных линий для производства ПЭТФ с добавлением вторичного сырья. Это решение сделало возможным создание гранул, содержащих до 30% вторичного пластика. Мы назвали их Vivilen (от англ. vivify — «оживлять»)», — рассказала Анастасия Синицына.
Важным фактором при выборе этого решения для упаковки могут стать не только экологические аспекты, но и экономия времени и ресурсов. Производители преформ и бутылок могут использовать гранулы, содержащие вторичный пластик, без необходимости существенной модернизации своих технологических процессов.

2. ESG повестка все равно вернется


До прошлого года, по словам Елены Мальцевой, компании FMCG-сектора учитывали в своих долгосрочных стратегиях цели устойчивого развития. Однако ввиду геополитических событий эта повестка ушла на второй план.

«Сейчас мы видим осторожный интерес к теме ESG. Есть компании, которые продолжают реализовывать свою стратегию устойчивого развития, запущенную некоторое время назад. Есть компании, которые не отказались от нее, но пока заморозили. Есть категория компаний, которая считает, что думать об экологии нужно будет, только когда начнут действовать регуляторные изменения. К сожалению, пока таких компаний достаточно много. Из этого следует, что рынок не до конца понимает, как изменения по РОП дальше на них повлияют», — поделилась Елена Мальцева.
С другой стороны, прошлый год для упаковочной отрасли и производителей пищевой продукции ознаменовался проблемами с поставками импортных пленок, типографических красок, полимеров для ламинации асептического картона для производства упаковки и, как следствие, отсутствием на полках магазинов некоторых молочных продуктов в течение длительного времени.

3. Часть потребителей готова быть более экологичной


Что касается интереса населения к теме устойчивого развития и перехода на упаковочные решения с добавлением вторичного сырья, согласно данным исследования СИБУРа за 2-й квартал 2023 года, 63% граждан считают себя экововлеченными, а 64% готовы доплачивать за экологичную упаковку.

4. Часть производителей после санкций оценила достоинства полимеров перед картоном


Эксперты отмечают, что сегодня проблемы, связанные с санкциями в отношении упаковки, уходят на второй план.

«По нашим прогнозам, в следующем году молочная отрасль должна показать положительную динамику. Однако нужно дождаться конца года, чтобы понять, произошло ли полное восстановление. Продажи большинства категорий молочной продукции не просто восстановились, но и показали небольшой рост. Наибольшие трудности с продажами в категориях творожных десертов и йогуртов, так как эти продукты необязательны для потребительской корзины — они «провалились» в 2022 году и пока не восстановились даже до уровня 2021 года», — считает Елена.

Также эксперты СИБУРа отмечают, что на данный момент полностью решена проблема с поиском альтернативы картону для упаковки молочных продуктов — это полимерная тара. И если некоторые компании позже вернулись к картонным пакетам, другие так и продолжили использовать пластиковую бутылку, считая это более удобным решением. В целом, отрасль смогла адаптироваться и подстроиться.

«В 2021 году доля пластиковой бутылки как упаковки для пастеризованного молока составляла 49%, в прошлом году — 52%. Этот рост произошел как раз из-за замещения картонной тары. Также высокий процент у использования пакета-пленки — 32%, он популярен на Урале и в Сибирском регионе. Доля использования стекла очень мала, а процентный остаток приходится на упаковку из картона», — рассказала Елена.
Таким образом, востребованность ПЭТФ-упаковки в сегменте молока растет, при этом белая пластиковая бутылка для пастеризованного молока сохраняет свойства продукта и перерабатывается.

5. Это точно переработается


«Однокомпонентная упаковка для продуктов обычно считается более подходящей для рециклинга, нежели многокомпонентная. У полимерной бутылки, и ПЭТФ в частности, есть понятная схема переработки. Как изделия из первичного ПЭТФ, так и упаковка с добавлением вторичного сырья легко собирается, моется, и может быть дальше вовлечена в цикл», — отметила Елена Мальцева.

6. Потребительские свойства не меняются


По словам Анастасии, как для экологически ответственных компаний, так и для обычных покупателей сохранение потребительских свойств и цветности упаковки имеет высокий приоритет — важно, чтобы бутылка из-под молока не менялась. Так, например, в Vivilen вовлечение до 30% вторичного сырья не влияет на цветность продукции.

7. Безопасность полностью подтверждена


Что касается технологической безопасности продукта, по словам Анастасии, в СИБУРе, например, принят широкий спектр мер, исходя из анализа международных стандартов. В том числе — создана система контроля и тестирования качества.

«Во-первых, у нас есть контроль входящего сырья и готовой продукции. Он позволяет поступающую флексу дополнительно очищать, сортировать и после этого вовлекать в процесс. Во-вторых, сам процесс производства ориентирован на создание упаковки для пищевой продукции. Наконец, гранула Vivilen rPET полностью соответствует техническому регламенту пищевой упаковки Таможенного союза «О безопасности упаковки», мы прошли все санитарные проверки», — рассказала Анастасия Синицына.

8. Производителю оказывается поддержка и сопровождение


Важно отметить, что СИБУР готов оказывать поддержку производителям, желающим внедрить экологичные решения, как в маркетинге, так и в техническом переходе с одного сырья на другое.

«Это несложный процесс, который не требует дополнительного оборудования. Достаточно правильно настроить режимы, и здесь поддержку оказывают наши технические специалисты, так производитель чувствует себя комфортнее», — заметила Елена Мальцева.
По данным СИБУРа, сегодня большая доля потребителей имеет высокий уровень социальной ответственности и готова доплачивать за экологичную упаковку, что предоставляет новые возможности для компаний. СИБУР также может помочь правильно вывести товар на полку и позиционировать его.

9. Уже опробовано переработчиками


«В этом году мы реализовали проект с башкирским производителем питьевой воды «Красный Ключ» по выводу его продуктов в упаковке Vivilen на полку в сети Х5. Запустили совместную промоакцию, чтобы посмотреть на реакцию покупателя. Результаты показали, что потребление выросло. Это доказывает, что население меняет отношение к упаковке из вторичного сырья и готово на нее переходить», — поделилась Анастасия Синицына.

Схожие совместные промоактивности СИБУР готов проводить с производителями, переходящими на упаковку из Vivilen. Подобные коллаборации также получают поддержку ритейл-сети.

«Наряду с желанием соответствовать тренду на вторичную переработку, нам важно, чтобы часть наших потребителей относились к этому как к возможности участвовать в развитии экологической повестки. А мы поддержим эти ответственные инициативы на любом этапе цепочки», — заключила Анастасия Синицына.

Вывод 


Таким образом, ужесточение регуляторики в сфере экологии, стремление государства перейти на цикличную экономику и вовлекать в оборот как можно больше вторичного сырья, а также мировой и российский тренд на осознанное потребление, все больше набирающий популярность, диктуют производителям упаковки, а далее и товаров, которые будут разливаться в эту тару (молоко, кефир, йогурт) свои правила — рано или поздно будет необходимо менять производство и переходить на более экологичные решения.

Важно успеть перестроиться, пока для бизнеса действует так называемый переходный период. Тем более отечественный рынок уже располагает эффективными решениями, в числе которых Vivilen, которые позволят безболезненно его пережить и двигаться дальше в унисон с мировыми трендами и развивающимся у населения зрелым отношением к потреблению.

Реклама. ООО «ИА РиалВеб» ИНН 7813323882

Партнерский материал

1700205600

экология

9353 просмотра

Также рекомендуем:


MN НА ЮТЮБ
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
аукцион коров
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД

Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен