компоненты

Простыми словами Разрешительный режим на кассах


Erid: 2SDnjcUM2F3
С 1 апреля 2024 года в России вводится разрешительный режим продажи ряда наименований продукции на кассах. Для молочной продукции такой режим начнет действовать с 1 мая. Это значит, что если у какого-либо молочного продукта истек срок годности, его будет невозможно реализовать на кассе. О том, какие изменения это принесет отрасли, вместе с интегратором промышленного оборудования компанией “Меридиан” рассказываем простыми словами.

Разве молочная продукция уже сейчас не сканируется на кассах?


Розница в обязательном порядке сканирует уникальный код каждой единицы молочной продукции с 1 сентября 2022 года. То есть в таком режиме отрасль живет уже полтора года. С 1 мая изменится то, что розница будет обязана не просто сканировать код, но также направить с кассы запрос о статусе (сведениях) об этом коде в информационную систему мониторинга. Запрос предполагает проверку кода по 6 критериям, если один из этих Критериев, так называемых «случаев», не выполнен, то продажа продукции запрещена.

В каких случаях продажа продукции запрещена?


Случаи, при которых реализация молочной продукции запрещена по результатам проверки на кассах, закреплены постановлением Правительства РФ от 21.11.2023 N 1944. Их всего 6:

1) Продажа товара, сведения о маркировке которого отсутствуют в информационной системе мониторинга. С 1 мая 2024 года вводится запрет для продавцов – крупных торговых сетей (более 50 торговых объектов, принадлежащих одному лицу или одной группе лиц).

2) Продажа товара, который на момент проверки выведен из оборота. С 1 сентября 2024 года.

3) Продажа товара, запрещенного или приостановленного для реализации по решению органов госконтроля (надзора). С 1 мая 2024 года - для крупных торговых сетей, с 1 сентября - для всех остальных.

4) Продажа товара при отсутствии в информационной системе мониторинга сведений о его вводе в оборот (за исключением случаев первичной возмездной или безвозмездной передачи товара от производителя конечному потребителю). С 1 апреля 2025 года.

5) Продажа товара с истекшим сроком годности. С 1 мая 2024 года - для крупных торговых сетей, с 1 сентября - для всех остальных.

6) Продажа товара с кодом проверки, который не соответствует характеристикам средства идентификации, в том числе структуре и формату, установленным Правилами маркировки молочной продукции. С 1 мая 2024 года - для крупных торговых сетей.

Важно обратить внимание, что первый случай предусматривает запрет не только в том случае, когда код в системе маркировки не обнаружен, но и когда сведения о нанесении кода не переданы в систему маркировки, то есть, когда код не оплачен.

Когда вступают в силу требования для розницы?


Для простоты мы говорим, что запрет продажи вступает в силу с 1 мая 2024 года. В действительности запреты вступают в силу в разное время для разных участников рынка и в разное время по разным «случаям». Для торговых сетей большая часть показателей вступает в силу с 1 мая 2024, для остальных пользователей кассового оборудования – с 1 сентября 2024 года. То есть прежде, чем традиционная розница начнет проверки, механизм будет отработан на торговых сетях.

Для молочной отрасли в связи с особенностями ввода в оборот продукции введение проверки и запрета по такому статусу отнесено на 1 апреля 2025 года.

Как технически реализовать проверку кода в системе маркировки (ГИС МТ)?

Поставщики программного обеспечения для кассового оборудования разрабатывают интеграции с ГИС МТ, которые позволят кассам направлять запросы с кодами и получать ответы. Методические рекомендации по технической реализации доступны по ссылке

Для производителей молочной продукции изучение методических рекомендаций тоже может представлять интерес, поскольку раскрывает, какие именно технические статусы кода приведут к запрету продажи.

Сколько нужно ожидать ответа на кассе?


В Правилах применения запрета установлено, что кассир обязан ожидать ответа от ГИС МТ в течение 1,5 секунд. Если в течение этого времени не поступил ответ, то он может реализовать продукцию и это не будет нарушением. Но всё зависит от настроек кассового оборудования - организации розничной торговли могут технически реализовать механизм запрета таким образом, что без ответа от ГИС МТ касса не будет давать технической возможности продажи продукции.

В Правилах применения запрета также предусмотрен аварийный режим – если соединение с ГИС МТ вышло из строя, то организация розничной торговли может реализовывать продукцию без проверок, но обязана в течение 72 часов устранить неисправность.

По каким причинам появляются запрещенные статусы?


Ключевым вопросом в этом механизме будет выяснение, кто виноват в том, что продукция не может быть продана и кто несет за это материальную ответственность.

Важно в первую очередь отметить, что сейчас нет публично доступных данных о результатах испытаний механизма запрета продажи. Поскольку касса всегда является промежуточным звеном между кодом на продукции и ГИС МТ, то возможны разнообразные сбои, которые могут привести к отправке в ГИС МТ некорректно считанных кодов или к ошибкам интерпретации полученных от ГИС МТ ответов.

Но важно отдельно отметить те случаи, о которых известно:

1.     Повторная продажа кода

  • Большая часть случаев повторной продажи одного и того же кода – это случайные двойные сканирования в точках продаж. Потребитель на кассе самообслуживания просканировал одну единицы продукции, а забрал другую. В результате, когда следующий потребитель или кассир попробуют продать оставленную и уже отсканированную единицу, касса покажет запрет. Если у вас есть код, просканировав его в приложении, вы можете узнать, где была точка первого выбытия и сравнить с адресом точки, которая обратилась к вам с претензией. Союзмолоко обращался в Минпромторг с предложением расширить доступ производителей к данным о нарушениях на кассах, в том числе о месте первого выбытия и последующих попыток выбытия, но пока решения по этому предложению нет.
  • Были также случаи, когда дубли кодов формировались на стороне сервис-провайдеров («типографий»), которые поставляют упаковку с преднапечатанными кодами. Но расследования по последним случаям показали, что упаковки на типографиях проходят под камерой, и если есть дубли, то они будут зафиксированы в отчете о валидации. Такие проблемы возникали достаточно давно и последние расследованные случаи не подтверждали возникновения на типографиях.
  • Возможны случаи, когда при нанесении кода при фасовке (собственное нанесение) код печатается несколько раз. Производители, как правило, тоже проводят валидацию кодов и система сообщит, если дубль проходит под камерой. Важно обратиться к своему интегратору и уточнить детали того, как работает программное обеспечение, записывает ли логи ошибок и осуществляет ли какие-то операции при обнаружении дублей. Последние выборочные расследования не подтвердили формирование дублей на стороне производителей.
 

2.     Коды не нанесены.

  • ГИС МТ ответит, что кода нет в системе маркировки, если код эмитирован, но сведения о нанесении не переданы в отчете о нанесении в ГИС МТ. Возможны случаи, когда по причинам сбоев камеры технического зрения пропускают какие-то коды и не включают их в отчет о нанесении. Как правило, это минимальный процент на уровне статистической погрешности.
  • Были зафиксированы случаи, когда кассы при считывании искажали код маркировки и направляли в ГИС МТ не тот код, который был нанесен на упаковку. По имеющейся информации, в этом году эта проблема будет разрешена. Но важно отметить, что такие коды уже внесены в ГИС МТ, и если ГИС МТ эмитировало уже введенные из оборота коды, то они получат статус уже выведен из оборота и не смогут быть проданы. Объем таких кодов, которые были эмитированы уже выведенными из оборота неизвестен.
  • Как уже было отмечено, неизвестно, какие неисправности и сбои могут возникать на стороне кассового оборудования при считывании и интерпретации данных, которые могут привести к получению такого «случая» запрета.
 

Оценка доли потерь при применении запрета

 

Союзмолоко экспертно оценивает, что применение запрета может привести к невозможности реализации до 0,5% продукции от общего оборота. Это те ошибки, которые не относятся к незаконному обороту, а являются результатом различных сбоев на разных участках товаропроводящей цепи.

Поскольку доля таких случаев относительно общего объема незначительна, по мнению Союзмолоко, должна быть возможность реализации такой продукции, поскольку система маркировки направлена на противодействие незаконному обороту, а не человеческих ошибок и сбоев. В связи с этим Союзмолоко обращался в Минпромторг России с предложением обеспечить возможность реализации продукции, если доля не превышает 0,5%.

Что будет с нереализованной продукцией?


Этот вопрос остаётся открытым. Из случаев запретов продажи только некоторые можно однозначно отнести к чьей-то ответственности. Например, случаи истечения срока годности очевидно происходят на стороне розничной точки. Остальные случаи будут приводить к разбирательствам между розницей и поставщиками.

Действующие нормы закона о торговле запрещают возвраты продукции с короткими сроками годности и запрещают навязывание условий возвратов для продукции с длинными сроками годности, запрещает выставление счетов за утилизацию продукции. Но возможно компенсации будут осуществляться без прямых возвратов другими способами.

Какая предусмотрена ответственность для розницы?

 

В настоящий момент действует ответственность за предоставление в систему маркировки некорректных сведений. Статья КоАП 15.12.1. – для юридических лиц от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Однако спорно утверждение, что розничная точка передаёт некорректные сведения – при нормальной работе кассового оборудования, касса передает те сведения, которые фактически считала, то есть корректные.

Отдельно ответственность за продажу продукции, которая запрещена к реализации по установленным случаям, не установлена.

Что делать, если код не считывается?


Сейчас действует правовой механизм, который обеспечивает возможность реализации продукции в случаях, когда считывание кода невозможно (код стерся, брак нанесения, проблемы работы кассового оборудования). Но срок действия этой нормы истекает 1 апреля 2024 года. Технически реализовали такую возможность отдельные крупные сети, в традиционной рознице такой механизм фактически не применялся. Оценить ожидаемый объем возвратов такой продукции после 1 апреля 2024 года сложно.

В таких случаях производителям рекомендуется:

  • обратиться к торговым сетям с просьбой предоставить информацию об объемах ошибок по вашей продукции с указанием кодов (для внутреннего расследования причин и оценки возможных потерь).
  • оценить собственные технические процессы и процедуры внутреннего контроля на предмет возможных оптимизаций для снижения ошибок.
  • обратиться к поставщикам упаковки на предмет фиксации дублей в документах и предоставления отчетов о валидации для проверки наличия дублей.
  • обратиться к интеграторам на предмет работы маркировочного ПО в части процессов, предусмотренных при обнаружении дублей.

Расширение полномочий Россельхознадзора


Минпромторг предлагает расширить полномочия Россельхознадзора в части ограничения реализации продукции на кассах, если при производстве таких товаров были выявлены нарушения. Об этом заявила заместитель министра промышленности и торговли РФ Екатерина Приезжева.

«Сейчас нам с Россельхознадзором предстоит большая работа, потому что в маркировку вступает широкий спектр пищевой продукции (все виды консервированной продукции, ветеринарные препараты, корма для животных). И с учетом такого расширения мы видим возможным вынесение на рассмотрение правительства вопроса о наделении Россельхознадзора полномочиями по принятию таких решений, в том числе на основании имеющихся в распоряжении ведомства сведений о нахождении продукции в нелегальном обороте. Нам кажется, что это правильное решение, будем его продвигать», – заявила Екатерина Приезжева на итоговой коллегии Россельхознадзора. 

 

Реклама. ООО "Меридиан", ИНН 5908031404
1711971099

бизнес

1367 просмотров

MN В ВК
Телеграм MN
Комментарии
подкаст Федоричев
кизельман-март-24
Нов 5 мин еженедельно

ЛЕД
НЕДЕЛЯ РИТЕЙЛА
Подпишитесь на нашу рассылку
ЛЕД


Аналитический центр Milknews
ютуб
Дзен
ютуб
Дзен